вторник, 19 января 2010 г.

Некоторые выводы из террористического акта на базе ЦРУ в Афганистане.





 30 декабря 2009 года в афганской провинции Хост в результате самоподрыва 36-летний иорданец палестинского происхождения Х.аль-Балауи уничтожил 7 сотрудников ЦРУ и своего куратора, офицера Управления общей разведки (УОР) Иордании. При этом Х.аль-Балауи был агентом ЦРУ и числился среди одних из самых лучших и дисциплинированных информаторов. 

 На самом деле, в этом случае, который шокировал обывателей, нет ничего нового для профессионалов. Такими инцидентами могут «похвастаться» все без исключения спецслужбы, которые имеют дело с террористами. Природу этих печальных эпизодов необходимо искать все в том же пресловутом «человеческом факторе», который лежит, по статистике,  в 80% всех катастроф и несчастных случаев. 

Первое. Агент был завербован иорданцами в районе г. Зарка в лагере для палестинских беженцев, где он работал в качестве врача. Профессия Х.аль-Балауи говорит о социальном статусе его и его семьи, т.к. получение медицинского образования требует значительных финансовых средств. Но сам факт того, что он оказывал медицинскую помощь палестинцам из сектора Газа, допускает возможность того, что он являлся членом или симпатизировал ХАМАС, «Исламскому Джихаду» или Народному Фронту Освобождения Палестины» (НФОП). Деятельность Х. аль-Балауи в лагере беженцев  явилась формальным основанием для иорданских спецслужб для его ареста около года назад, в процессе которого и состоялась вербовка.
 
Второе.  Сам взрыв на базе ЦРУ является  нонсенсом. Это означает, что  Х.аль-Балауи встречался со своими кураторами на территории базы. Думать, что в «Аль-Каиде» сидят дилетанты, которые не в состоянии купить и установить закамуфлированную миникамеру напротив входа (или входов) на базу и отслеживать  въезжающие и выезжающие автомашины, значит недооценивать противника. Это еще одна грубая ошибка.
С учетом того, что агент взорвал себя в фитнес-центре означает, что он бывал на базе неоднократно и хорошо знал расположение помещений. Более того, знал примерный график работы и отдыха служащих, что категорически недопустимо. Кроме того, это означает, что он перемещался по базе свободно, без сопровождения. Если предположить, что в зале агента ждал руководитель центра (а она погибла при взрыве), то это означает высшую степень развращенности оперативных сотрудников ЦРУ, которые позволяют себе решать важные вопросы с источником, крутя велотренажер, и параллельно проводя расшифровку агента и других сотрудников центра друг перед другом.
С учетом того, что база ЦРУ занималась, в том числе и наводкой беспилотников на цели в Пакистане и Афганистане, то таких, агентов как Х.аль-Балауи было несколько, и все они, скорее всего, также ходили на базу свободно.

Третье. Исходя из специфики работы группы ЦРУ на этой базе, совершенно оправданно предположить, что перед Х.аль-Балауи была поставлена задача установить «маяк» в месте пребывания А.аз-Завахири. Торопливость американцев и их наплевательское отношение к  вопросам конспирации и безопасности означает, что Х.аль-Балауи до этого  уже, скорее всего, успешно  осуществлял такого рода операции. Этим можно объяснить высокую степень доверия к нему. То есть, он реально имел выходы на руководство «Аль-Каиды». Этим же объясняется и тот факт, что его не проверяли и не обыскивали при входе на базу, что необходимо делать всегда даже в отношении руководства центра.
Отсюда еще один вывод. Агентурное проникновение в тергруппы диктует необходимость постоянной проверки агента и отслеживание его психологического портрета постоянно. Даже в случае проведения им успешных операций. «Верный» агент под влиянием каких-то факторов резко изменил свою позицию. Это изменение в психологии пропустили его кураторы, за что и поплатились своими жизнями.

Общий вывод неутешителен. ЦРУ США испытывает жесткий дефицит с грамотными агентуристами, что отражается на качестве и количестве источников информации. Кроме того, американцы «заболели» типичной для всех воющих стран болезнью «упрощенчества» и пренебрежения основами вербовочной работы. Поставив во главу угла достижение быстрого результата, они пожертвовали системой тщательной и долгосрочной подготовки агентуры. Все это и привело к очень болезненному провалу.

И еще одно соображение. Использование агента-араба с учетом арабской составляющей «Аль-Каиды» неудивительно. Но это совершенно не означает забвение афганской       агентуры, которую американцы будут вынуждены вербовать, используя возможности местных спецслужб. Здесь  в первую очередь будет работать родственная основа, которая снижает риск двурушничества: родственник выступает  в роли некого гаранта, что снимает с кураторов необходимость постоянно следить за изменениями психологии агента. При этом никто не отменяет «засоренности» сторонниками «Аль-Каиды» или талибов аппарата местных спецслужб, но другого выхода у американцев нет.

И еще. Агентурная работа в условиях нынешнего Афганистана требует помимо профессионализма очень много денег,  технических средств и высокой степени логистической составляющей. Всего этого,  как всегда, не хватает в силу недостатка финансов и бюрократии. Наряду с амбициями вышестоящего руководства, которому надо «все и быстро», это приводит к поспешности (не путать с оперативностью),  халатности, вербовкам для «галочки» и, как следствие, «засоренности» агентурного аппарата и его малой эффективности.

Ю.Б.Щегловин
Институт Ближнего Востока

Комментариев нет:

Отправить комментарий